Что такое формативное оценивание и зачем оно нужно?

Формативное оценивание — это процесс оценки, который выполняется в процессе обучения. Оно предназначено для измерения продвижения обучающихся в реальном времени с целью улучшения качества обучения и улучшения преподавательской работы.

Главная цель формативного оценивания заключается в том, чтобы создать возможность для обучающихся следить за своими успехами и находить слабые места в своей работе на ранней стадии, чтобы максимально эффективно заполнить имеющиеся пробелы.

Примеры формативного оценивания включают такие методы, как промежуточное тестирование, лабораторные работы и задания для домашнего задания. Эти методы позволяют преподавателям оценивать прогресс обучающихся и предоставлять им обратную связь для улучшения их учебного процесса.

Определение формативного оценивания

Формативное оценивание – это процесс оценки знаний и умений учеников на основе постоянного и систематического наблюдения, анализа и оценки учебного процесса. Оно служит для измерения промежуточных результатов обучения, с целью улучшить процесс обучения и помочь ученикам достичь установленных целей.

Формативное оценивание является отличным способом параллельного контроля и оценки уровня знаний учеников по ходу обучения. Это значит, что учитель может менять методы преподавания и учебный план в зависимости от того, какие знания и навыки ученики усвоили, и какие еще нужно сделать усилия.

Формативное оценивание не сравнивает учеников между собой, а концентрируется на персональном росте каждого ученика. Это позволяет учителю понимать, какие области знаний требуют индивидуального подхода к каждому ученику, и какие уроки нужно корректировать для лучшего понимания материала.

Таким образом, формативное оценивание позволяет создать более эффективный и персонализированный обучающийся процесс для каждого ученика, а образовательные установки становится более глубокими и жизненно необходимыми.

Отличия формативного оценивания от суммативного

Формативное оценивание — это процесс, включающий в себя наблюдение, измерение и улучшение процесса обучения, цель которого — помочь учащимся усвоить знания и навыки, а также осознать их сильные и слабые стороны. Оно проводится на протяжении всего процесса обучения.

Суммативное оценивание — это процесс, включающий в себя выявление цели, оценивание уровня достижения той или иной цели, а также принятие решения о положительном или отрицательном результате по итогам обучения или тестирования.

Основные отличия формативного оценивания от суммативного заключаются в целях и охвате оценивания.

  • Цели: формативное оценивание направлено на регулирование процесса обучения и выявление потребностей учащихся, а суммативное на определение оценки по завершении процесса обучения;
  • Охват: формативное оценивание проводится на протяжении всего процесса обучения, а суммативное — в конце.

Также в формативном оценивании больше внимания уделяется обратной связи и использованию ее в процессе обучения, а в суммативном — объективной оценке результатов.

Преимущества формативного оценивания

Формативное оценивание имеет множество преимуществ перед традиционным оцениванием, в котором учитываются только результаты окончательных экзаменов или тестов. Ниже приводятся основные преимущества формативного оценивания.

  • Улучшает качество обучения. Формативное оценивание позволяет преподавателям и ученикам более глубоко понять материал и определить области, требующие дальнейшего изучения.
  • Стимулирует ученическую мотивацию. Формативное оценивание помогает ученикам понимать, на какой стадии обучения они находятся, и что им нужно сделать, чтобы улучшить свои знания и навыки.
  • Повышает качество обратной связи. Формативное оценивание помогает преподавателям предоставлять более точную обратную связь ученикам и уточняет, где именно нужно сосредоточиться, чтобы улучшить их результаты.
  • Улучшает подготовку к экзаменам. Формативное оценивание помогает ученикам лучше выбирать методы и техники изучения материала, что может привести к более высоким результатам на формальных оценках.
  • Развивает саморефлексию и саморегуляцию. Формативное оценивание учит учеников определять свои сильные и слабые стороны и принимать решения о том, как им лучше изучать материал и что им нужно делать, чтобы улучшить свои результаты.

Примеры проведения формативного оценивания в школе

Формативное оценивание может проводиться в различных формах и на разных этапах обучения, в зависимости от конкретных задач и целей. Рассмотрим несколько примеров проведения формативного оценивания на уроке.

  • Задания для самоконтроля — ученикам предлагаются задания, по результатам выполнения которых они могут проверить свои знания и навыки. При этом важно, чтобы задания были достаточно разнообразными и покрывали основные темы изучаемого предмета.
  • Контрольные работы — это один из наиболее распространенных способов проведения формативного оценивания. Однако важно, чтобы контрольные работы не служили только для проверки знаний, но и для выявления учебных проблем и организации дальнейшей работы.
  • Интерактивные формы работы — например, мозговые штурмы, групповые проекты, дискуссии и т.д. Такие формы работы позволяют заниматься не только ученикам, но и преподавателям, определять уровень знаний и понимания студентов на раннем этапе обучения.

Таким образом, формативное оценивание — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая позволяет получать обратную связь и помогать ученикам улучшать качество знаний и навыков. Средством для этого могут быть различные формы работы, от заданий для самоконтроля до интерактивных форм обучения.

Как проводить формативное оценивание в учебном процессе

Для проведения формативного оценивания в учебном процессе необходимо прежде всего определить цели и задачи оценивания. Формативное оценивание не оценивает знания учеников в целом, а скорее отражает процесс достижения целей и усвоения материала в процессе обучения.

Во время урока учитель может проводить различные активности, которые помогут выявить уровень понимания материала учениками. Например, можно задавать вопросы, проводить индивидуальные беседы, просить рассказать о своем понимании материала, а также проводить групповые задания.

Важным аспектом формативного оценивания является обратная связь. Учитель должен помогать ученикам определить свои сильные и слабые стороны, развивать навыки и помогать достигать целей. Обратная связь должна быть детальной и объективной, но при этом не должна ущемлять автономность и самостоятельность ученика.

Для более систематического проведения формативного оценивания можно использовать портфолио ученика, которое будет содержать информацию о его достижениях и ошибках, а также дополнительную информацию о его работы и ответах на задания. Это поможет учителю и ученику следить за процессом обучения и определять области, в которых необходимо больше сфокусироваться.

Применение формативного оценивания в учебном процессе поможет учителю лучше оценивать прогресс учеников и проводить более качественное обучение. Ученики также получат больше возможностей для саморазвития и смогут достичь более высоких результатов.

Инструменты для проведения формативного оценивания

Для проведения формативного оценивания можно использовать различные инструменты, включая:

  • Опросники и анкеты — позволяют собирать информацию о знаниях и навыках учащихся. Они могут иметь как закрытые, так и открытые вопросы, в зависимости от того, какую информацию вы хотите получить.
  • Самооценка — позволяет учащимся оценивать свои собственные знания и навыки. Это помогает им определять свои сильные и слабые стороны и улучшать их.
  • Работа в группах — позволяет учащимся обмениваться идеями и давать обратную связь друг другу. Это может помочь им лучше понимать материал и находить ошибки в своей работе.
  • Краткие тесты и задания — могут быть использованы для проверки знаний и навыков, чтобы понять, что учащиеся уже знают и где они нуждаются в дополнительной помощи.

Кроме того, можно использовать портфолио, чтобы отслеживать прогресс учащихся и сохранять примеры их лучшей работы. Это может помочь наглядно продемонстрировать изменения в навыках и знаниях учащихся со временем.

В любом случае, важно выбирать инструменты, которые лучше всего соответствуют конкретным потребностям учащихся и учителя. Использование формативного оценивания может помочь создать более индивидуальный подход к обучению, а также повысить мотивацию и успех учащихся.

Формативное оценивание в образовательной системе

Формативное оценивание — это методика оценки знаний, которая основана на непрерывном анализе прогресса ученика и дает возможность учителям адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям каждого ученика. Такой подход к оцениванию помогает студентам лучше понимать и оценивать свой прогресс, а также дает им инструменты для улучшения своих результатов.

Когда учитель использует формативную оценку, он ориентируется на обратную связь, которую он дает ученику. Это может быть неформальное обсуждение, выступление перед классом или письменное задание. Важно понимать, что формативная оценка не связана с оценкой за контрольную работу, экзамены или заслуженные показатели. Она не оценивает прошлые знания, а ориентирована на будущие результаты, которые можно улучшить.

Формативное оценивание используется в различных уровнях образования, от начальной школы до университетов. Оно дает возможность учителям и ученикам активно участвовать в обучении, поэтому является эффективным способом поддержки лучшей успеваемости. В результате, при использовании формативной оценки, у некоторых учеников может быть больше уверенности в своих способностях, а учителя получают больше информации об индивидуальных потребностях каждого ученика.

Самыми распространенными примерами формативной оценки является использование анкетирования или опросов, заданий на выполнение, тестирование. Другим главным компонентом формативной оценки является методика составления отчетов с возможностью вносить выводы, который используется для обратной связи между учителем и учеником. В отчетах могут быть включены предварительные результаты и конечные оценки, в шкалах, графиках или таблицах. Эта система оценки даёт возможность учителю и ученику иметь хорошее понимание учебного процесса, степени достижения целей и требуемых правилах для улучшения результатов.

Оцените статью
OttoHome